Какие изменения ждут ЕГЭ и ОГЭ

3746
Поделиться:   


Увеличат ли количество обязательных экзаменов? Когда отменят ЕГЭ? Если не ЕГЭ, то ЧТО? Отвечает наш редактор блога Мария Кучерова.

Подобных вопросов много, и на большинство из них, кстати, уже есть ответы. У меня есть своё четкое виденье ситуации относительно будущего ЕГЭ (и ОГЭ, конечно). Но я не буду его озвучивать, потому что это будет не совсем правильно. Чтобы у вас было абсолютно объективное представление обо всех новшествах, связанных с государственными экзаменами, я собрала для вас цитаты самых высокопоставленных чиновников наших образовательных ведомств. Читайте внимательно и сами делайте выводы. Итак, вот основные тревожные вопросы.

Когда введут обязательный ЕГЭ по иностранным языкам?

Год назад (в июле 2018 года) руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов отвечал на этот вопрос так:

"С 2022 года будет введен иностранный язык, уже сейчас разрабатываем задания. Мы учитываем результаты ОГЭ для того, чтобы были объективные результаты. В 2021 году проведем, наверное, массовую апробацию. Если иностранный язык будет обязательный, то он будет двухуровневый. То, что английский будет разделен на два уровня, выходит из стандарта 2010 года".

Но спустя пару месяцев после этого комментария министр просвещения Ольга Васильева ошарашила всех своим заявлением:

"Эксперты спорили: давайте сделаем уровненный ЕГЭ, давайте сделаем уровень базовый. На сегодняшний день споры уже прекратились, и уровень языка будет один… Я считаю, что как инструментом, им должен пользоваться каждый".

Кому верить — не совсем понятно. Немного уравновесила ситуацию руководитель ФИПИ Оксана Решетникова, которая через две недели после этого заявления успокоила общественность и прояснила ситуацию:

"Мы говорим о том, что содержательно иностранный язык все равно будет двухуровневый. Мы подойдем к этому формату, посмотрим, как оптимальнее это будет".

Со сроками введения нового обязательного ЕГЭ всё ясно. Прошёл год, готовы ли образовательные ведомства поставить точку и сказать наконец, будет ли разделение на базовый и профильный уровни (как в математике)? Суди те сами. Вот комментарий руководителя Рособрнадзора, сделанный в мае 2019 года:

"Мы не исключаем такого варианта, так как экзамен по иностранному языку в сегодняшнем виде - это испытание для самых подготовленных ребят, нацеленных на профильную специальность в вузе. Однако окончательное решение еще не принято. При разработке заданий мы будем учитывать реальный уровень знаний, который есть у школьников. Во многих регионах они неплохо знают иностранный язык, может, даже лучше взрослых. Но прежде чем вводить это испытание, мы проведем еще не одну апробацию".

Министерство просвещения пока молчит. ФИПИ демонстрационные варианты нового ЕГЭ по иностранным языкам размещать не торопится…

А что с обязательным ОГЭ по иностранным языкам? Его же, вроде, в 2020 хотели ввести.

Да, хотели. Но, видимо, расхотели… В ходе «горячей линии» с руководителем Рособрнадзора перед началом основного периода экзаменов 2019 года был задан такой вопрос. В отчёте по мероприятию на сайте ведомства размещен следующий ответ:

"Что касается 9 классов, то включение иностранного языка в число обязательных предметов не планируется – девятиклассники по-прежнему будут сдавать обязательные экзамены по русскому языку и математике и два предмета по выбору".

А ещё в 2020 году обещали ввести обязательный ЕГЭ по истории. Будет он в этом году?

Летом 2018 года министр просвещения Ольга Васильева официально заявляла, что введение обязательного ЕГЭ по истории широко обсуждается. Тогда же она прокомментировала необходимость увеличения обязательных экзаменов (напомним, сейчас российские выпускники сдают на ЕГЭ лишь 2 обязательных экзамена):

"Я считаю, что это настолько мало, что даже неприлично об этом говорить. Потому что нет ни одной страны мира, ни одной, это я заявляю совершенно с полной ответственностью, которая не сдавала бы математику, родной язык, родную историю и иностранный язык и дальше <...> по выбору".

В мае 2019 года глава Рособрнадзора успокоил всех и сказал, что изменений, кроме введения обязательного ЕГЭ по иностранным языкам, пока не планируется:

"Каких-то дополнительных изменений в ближайшее время вводить мы не будем. Что наверняка будет в ближайшее время – это возможность сдачи ЕГЭ по информатике на компьютере. У нас уже разработана такая технология, мы ее долгое время апробировали, и я думаю, что со следующего года мы готовы предложить ее для ЕГЭ".

Говорят, что скоро задания ЕГЭ и ОГЭ опять сильно изменятся. 

Что в них планируют добавить или, наоборот, убрать? Правда, что интернетом можно будет пользоваться?

Действительно, ФИПИ уже официально заявил, что работает над новыми «продвинутыми» экзаменационными заданиями. Полный переход на новые модели будет уже через 5 лет.

Оксана Решетникова, руководитель ФИПИ, так это комментирует:

"Для гуманитарных предметов компьютерная форма позволит привнести в экзамен поиск информации в интернете, работу с разнообразными справочными данными. Появится возможность использования различных мультимедийных источников. Например, работа с геоинформационными системами в географии".

"Цифровизация сделает возможным введение видеофрагментов в экзамен по предметам естественно-научного цикла. Это позволит создавать задания, в которых необходимо будет распознать физические, химические или биологические процессы в реальной жизни. Также в перспективе в ЕГЭ и ОГЭ может появиться экспериментальная часть".

А когда отменят ЕГЭ? Что придёт на смену: опять в традиционной форме будем сдавать?

Про отмену речи не идёт, а вот про постепенную замену системы ЕГЭ на что-то совершенно новое и современное речь шла в феврале 2019 года на III Международная конференция «Большие данные: новые возможности мониторинга в образовании». Тогда мэр Москвы Сергей Семёнович Собянин впервые озвучил планы Москвы отказаться в течение ближайших 5-10 лет от ЕГЭ, ОГЭ и даже предметных олимпиад школьников. Всё это заменит так называемое «электронное портфолио учащегося». 

“В будущем на этой базе можно будет заменить ЕГЭ на портфолио учащихся, а также выстроить критерии успешности, на основе которых мы сможем эффективнее выявлять талантливых физиков, математиков, историков или будущих бизнесменов и политиков. При этом пополнение портфолио не должно прерываться с окончанием школы. Было бы правильно, если бы портфолио в единой системе координат продолжалось и в среднем, высшем образовании, а в дальнейшем наполнялось бы достижениями человека и его дальнейшим повышением уровня образования. Так бы выросла электронная история успеха человека".

Советую внимательно посмотреть его выступление на этой конференции.

Если материал показался интересным, подписывайся на обновления нашего блога. Кнопку подписки вы найдёте сразу под постом. Мы пишем о ЕГЭ много (а главное, интересно).

Редактор колонки - образовательный блогер Мария Кучерова (mel.fm, newtonew.com). 

Читайте также:

Полезные ресурсы для подготовки к ЕГЭ и поступления в вуз в 2020 году

Обложка поста: pixabay.com
3746
Поделиться: