Что ждет выпускников на ЕГЭ по русскому языку в 2020 году?

1248
Поделиться:   


Новая неделя – повод не только начать что-то с чистого листа, но и вернуться к старому и посмотреть на былое с другой стороны. Тем более если оно претерпело изменения, пусть даже совсем незначительные. Уже догадались, что мы хотим этим сказать? Правильно! 19 августа на сайте ФИПИ появился демонстрационный вариант ЕГЭ по русскому языку 2020 года. Обсудим?

Что нового?

Скажем прямо: серьёзных изменений вариант ЕГЭ по русскому языку 2020 года не содержит. Даже так: все нововведения касаются не учеников, а проверяющих и учителей. Дело в том, что в КИМах конкретизированы формулировки критериев, по которым оценивается сочинение. У выпускников нет необходимости осваивать новую структуру задания с развернутым ответом. Так лишь разрешается ряд вопросов, которые могли возникнуть в прошлом году, когда эксперт, например, оценивал комментарий к проблеме.

Новые формулировки мы встречаем в следующих критериях: К2 (Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста), К7 (Соблюдение орфографических норм), К8 (Соблюдение пунктуационных норм), К9 (Соблюдение грамматических норм), К10 (Соблюдение речевых норм).

Опять про комментарий?

В прошлом году мы привыкали к высокой цене комментария: с 2019 года это самая «дорогая» составляющая сочинения, так как за неё можно получить 5 первичных баллов из 24. Разработчики ЕГЭ год назад также уточнили структуру комментария: 2 примера-иллюстрации, пояснения к каждому из них и смысловая связь между этими 2 частями. А что теперь? Всё по-прежнему. Только в критериях сейчас прописана еще одна модель комментария, за которую ученик может получить 3 балла: в сочинении присутствует 2 иллюстрации и смысловая связь между ними, но не пояснено значение обоих примеров. Раньше этого пункта не было, и стоит предположить, что такой тип комментария не мог оцениваться однозначно: 2 балла ставим, если нет еще и смысловой связи, а чтобы получить 4 балла, нужно добавить пояснение хотя бы к одному примеру. На какую же полку в таком случае поставить рассмотренный нами образец? Логично, что на полку «3 балла за комментарий». Логично, но только предполагаемо! Было. А теперь мы точно знаем, что можем рассчитывать на законные 3 балла, если приведем две иллюстрации из текста и установим связь между ними.

Как оценивать грамотность в сочинении?

Уточнения формулировок критериев, по которым оценивается грамотность, менее существенны. Прежде 0 баллов можно было получить, если, например, «допущено более 4 ошибок» (К7 – орфографические нормы). Сейчас этот пункт критерия звучит так: «допущено 5 и более ошибок». Двоечников, как вы понимаете, это не спасает и не топит: «более 4 ошибок» = «5 и более ошибок». Вероятно, это облегчит проверку работ, так как новая формулировка воспринимается лучше и внимание экзаменаторов не концентрируется на злосчастной цифре 4, которая является лишь границей, но не основанием для 0 баллов.

Ну и напоследок упомянем самое «косметическое» изменение: К9 в 2020 году будет называться не «Соблюдение языковых норм», а «Соблюдение грамматических норм». Понятие языковых норм вызывает недоумение у школьников из года в год, даже если до этого мы тщательно изучали грамматические ошибки. Теперь все понятно и однозначно, но, разумеется, только в том случае, если вы знаете, что такое грамматические ошибки, и не объединяете в эту группу все неправильно написанные буквы и не на месте поставленные запятые.

Стабильность – хорошая новость

Выпускникам 2019 года повезло меньше: если они и начинали готовиться к ЕГЭ в 10 классе, то в 11 им пришлось перестраиваться на новый лад в ряде заданий. Год назад преподаватели только и успевали преобразовывать программы, а ученики не упускали возможности выражать недовольство: блок с орфографией в 2019 году стал намного сложнее, комментарий потребовал к себе более серьёзного отношения, а новичок в виде 21 номера с пунктуационным анализом был не слишком радушно принят в кругу одиннадцатиклассников.

Выпускники 2020 могут выдохнуть: им не придётся отвечать на новые вопросы, решать ранее не присутствовавшие в вариантах задания. Их миссия – кропотливо осваивать всё, за что уже получили заслуженные баллы выпустившиеся в этом году.

Пособия для старта

Кстати, пока для подготовки можно использовать сборники 2019 года. Только обязательно обращайте внимание на формат 9-12 заданий: некоторые пособия 2019 года используют старый образец этих номеров. Из полюбившихся нам можем посоветовать:

· Русский язык. Типовые экзаменационные варианты (36 вариантов). Под редакцией И.П. Цыбулько;

· ЕГЭ 2019. Русский язык. Готовимся к итоговой аттестации. Драбкина С.В., Субботин Д.И.

Осенью выйдут новые книги, к которым мы порекомендуем вам обратиться, но это уже тема нашего следующего разговора.

Дерзайте!

Если материал показался интересным – ставь лайк, делись с друзьями в соцсетях и подписывайся на обновления нашего блога. Кнопку подписки вы найдёте сразу под постом. Мы пишем о ЕГЭ много (а главное, интересно).

Редактор колонки - образовательный блогер Мария Кучерова (mel.fm, newtonew.com). 

Запишитесь на наши вебинары "Подготовка к ЕГЭ по русскому языку" http://lancmanschool.ru/webinar/

Читайте также:

На ЕГЭ и ОГЭ скоро можно будет пользоваться интернетом
1248
Поделиться: