Типичные ошибки в ЕГЭ по биологии (из справки ФИПИ 2021 года)

4 мин. 542
Поделиться:   


ФИПИ опубликовал методические материалы по результатам ЕГЭ 2021 года по биологии. Какие пробелы в знаниях и умениях зафиксировали эксперты?

Блок 1. Биология как наука. Методы научного познания. Уровни организации живого (задание №2) 

1. У участников экзамена не сформированы знания о признаках живого, поэтому они не смогли соотнести конкретный пример с соответствующим признаком.

2. Вызывают затруднения у участников экзамена задания по методам биологических исследований. 

Блок 2. Клетка как биологическая система (задания 1, 3, 4, 5, 19 или 20, 23, 24, 27) 

При анализе ошибок по данному тематическому блоку выявлены следующие дефициты знаний и умений:

1. Знания особенностей строения хромосом, хромосомного набора клеток, молекул ДНК.

2. Знания об изменении числа хромосом и числа молекул ДНК в разных фазах жизненного цикла клетки, фазах митоза и мейоза.

3. Умения устанавливать взаимосвязи между строением и функциями неорганических и органических веществ клетки.

4. Умения устанавливать соответствие между характеристиками и фазами деления клетки, определять число хромосом и молекул ДНК в клетках в разных фазах митоза и мейоза. 

Блок 3. Организм как биологическая система (задания 6, 7, 8, 19 или 20, 22 или 24, 28) 

1. Выпускники хуже справились с задание №7 на множественный выбор проверялись знания генетической терминологии, характеристик онтогенеза, основ селекции и биотехнологии. Результат выполнения этого задания в большей степени определяется не столько незнанием положений хромосомной теории наследственности, сколько слабой сформированностью умений внимательно прочитать текст задания и определить «выпадающие» из общего списка утверждения.

2. Низкие результаты получены по теме «Биотехнология, ее направления. Клеточная и генная инженерия, клонирование». 

Блок 4. Система и многообразие органического мира» (задания 9, 10, 11, 22 или 23, 24 или 25) 

1.Самый низкий результат получен по теме «Хордовые животные».

2. Участники экзамена затруднились определить по рисунку мальпигиевы сосуды насекомых, неверно определили тип ткани, из которой формируются корневые волоски (вместо покровной указана проводящая ткань), путают понятия основного и промежуточного хозяина паразитов.

3. Затруднения вызвали также задания на установление соответствия по темам: строение (ткани, клетки, органы), жизнедеятельность и размножение растительного организма; царство бактерий, строение, жизнедеятельность, размножение, роль в природе; хордовые животные, характеристика основных классов.

4. Низкие результаты получены за задание с изображением зародыша млекопитающих.

5. Серьезное затруднение вызвал текст «Моллюски», в нем нашли и исправили все ошибки только 4% экзаменуемых.

6. В задании №25 низкие результаты получены на следующие задания: 

- особенности газообмена в жабрах рыб;

- инстинктивное поведение животных;

- особенности кровеносной и дыхательной систем ракообразных и насекомых;

- особенности терморегуляции насекомых;

- особенности листопада и функция пробки в процессе. 

Блок 5. Человек и его здоровье (задания 1, 12 или 21, 13, 14, 20, 22, 23, 24, 25) 

1. Отдельные задания линий 1 и 12 выполнены хуже заявленного уровня (45–50% выполнения). Например, задание на дополнение схемы в линии 1, где требовалось указать наличие радужки в средней оболочке глаза человека, выполнили и получили 1 балл только 22,6% участников.

2. Серьезные ошибки допускали экзаменуемые при выполнении задания №12. Так, к эндокринной системе печень отнесли 15% участников, селезенку – 23%. Считают гормоны биокатализаторами 37,5%, а спинной мозг ответственным за высшую нервную деятельность 38% участников. Отметили гибель фагоцитов при свертывании крови 18% участников. Такие ошибки свидетельствуют о несформированности базовых знаний у четверти участников экзамена.

3. Вызывали затруднения задания на установление соответствия по теме «Строение и жизнедеятельность органов и систем органов: опорно-двигательной, покровной, кровообращения, лимфообращения» выполнили только 26,6%, по теме «Анализаторы. Строение органов чувств» – 22,1% участников. Задания на установление последовательности по теме «Нервная и эндокринная системы. Нейрогуморальная регуляция организма» – 22,3% экзаменуемых.

4. Слабо усвоенными оказались также знания на установление последовательности прохождения луча света через оптическую систему глаза, нервного импульса по рефлекторной дуге. Систематически наиболее низкие результаты получают участники за 12 задания по темам «Анализаторы. Строение органов чувств» и «Высшая нервная деятельность».

5. Наиболее низкие результаты по сравнению с заданиями других линий части 2 получены по заданию №25. Так проблемными оказались задания, где требовалось объяснить: 

- особенности венозного кровотока;

- химический состав кости после ее прокаливания;

- особенности регуляции выделения секретина.

Блок 6 «Эволюция живой природы» (задания 15, 16, 19 или 20, 23 или 24, 26) 

1. Анализ ошибок показалнедостаточной сформированности знаний о палеонтологических доказательствах эволюции, умений работать геохронологической таблицей, определять ископаемые объекты и характеризовать их.

2. Зафиксировано отсутствие умений применить знания о движущих силах эволюции для объяснения особенностей строения и питания насекомых, анализировать условия формирования приспособленности и делать выводы.

Блок 7 «Экосистемы и присущие им закономерности» (задания 1, 17 или 21, 18, 19 или 20, 22, или 23, или 24, или 26)

1. Задание базового уровня №1, где требовалось дополнить схему и указать хищничество как пример полезновредных биотических связей, вызвало затруднения у более чем половины выпускников.

2. В части 2 по экологии задание №23 вызвало наибольшие затруднения. Имея хорошие знания основного содержания раздела «Экология» и раздела «Растения», участники экзамена не смогли проанализировать рисунки и установить взаимосвязь между анатомическим старением органов и образом жизни растений. Это свидетельствует об отсутствии умений применять имеющиеся знания в новой ситуации, анализировать нестандартное изображение биологического объекта и делать выводы.

3. Затруднение вызвало задание, в котором требовалось объяснить, почему при использовании ядохимикатов для борьбы с сельскохозяйственными насекомыми-вредителями чаще погибают в первую очередь именно хищники, а не травоядные животные. Можно утверждать, что на уроках биологии обучающимися недостаточно изучить теоретический материал и овладеть основными понятиями, необходимо научиться анализировать и прогнозировать экологические ситуации, а также применять теоретические знания для их объяснения.

Хочешь БЕСПЛАТНО разобрать с опытным преподавателем все детали новых усложнённых вариантов ЕГЭ по биологии 2022 года - приходи на пробное занятие в Lancman School. Мы 13 лет готовим к ЕГЭ на высокие баллы и знаем об экзаменах и поступлении в хорошие вузы буквально всё. Решишь продолжить готовиться к ЕГЭ вместе с нами весь год - дадим скидку после бесплатного пробного занятия. Любой вопрос смело пиши сюда.

Если ты живешь не в Москве, но хочешь заниматься с лучшими столичными репетиторами и сдать ЕГЭ на 80+ баллов, то регистрируйся на наши онлайн-курсыВ этом году мы включили в договор пункт, гарантирующий поступление на бюджет в любой вуз страны. Если ученик будет соблюдать все обговоренные условия, он обязательно поступит. В противном случае мы вернём деньги. Первое пробное занятие БЕСПЛАТНО.


Разбор демоверсии ЕГЭ по биологии 2022 года с сайта ФИПИ 

Источник: ФИПИ


Если материал показался интересным, подписывайтесь на обновления нашего блога. Мы знаем о поступлении в вузы всё (и даже больше). Кнопку подписки вы найдёте прямо под постом. 

Эта статья на Яндекс.Дзене: https://zen.yandex.ru/media/lancmanoge/tipichnye-oshibki-v-ege-po-biologii-iz-spravki-fipi-2021-goda-614c72015463863f19415b31

4 мин. 542
Поделиться: