Частная школа 1-11 класс

Почувствуйте разницу в школьном образовании
с авторскими методиками

Типичные ошибки в ЕГЭ по географии (из справки ФИПИ 2021 года)

3096
Поделиться:   


ФИПИ опубликовал методические материалы по результатам ЕГЭ 2021 года по географии. Какие пробелы в знаниях и умениях зафиксировали эксперты? 

Задания №3 и №20 - темы "Охрана природы и рациональное природопользование" и "Ресурообеспеченность". Уровень усвоения отдельных вопросов по разделу «Природопользование и геоэкология» существенно различается. Типичные ошибки связаны с непониманием взаимосвязей между компонентами природы и различными видами хозяйственной деятельности в конкретных географических условиях. Так, например, около 30% экзаменуемых не знают, что повышение содержания в атмосфере углекислого газа является одним из основных факторов усиления парникового эффекта, а загрязнение атмосферы выбросами предприятий цветной металлургии является одной из причин образования кислотных дождей. Около 40% не понимают, что оттаивание многолетней мерзлоты в зоне тундры может приводить к повреждениям трубопроводов и другой инфраструктуры, и при этом считают, что расчистка русел малых рек повышает, а не снижает риск возникновения паводков на них. 

Задание №4 - знание и понимание процессов и явлений, происходящих в атмосфере и гидросфере, географической зональности. К типичным ошибками можно отнести: неумение применять понятия и термины – «циклон» и «антициклон», «верхнее течение реки» и «нижнее течение реки», «половодье», «межень», «платформа», «щит»; незнание закономерности понижения атмосферного давления с высотой; непонимание механизмов влияния различных факторов климатообразования на особенности климата территорий, особенно азональных. У части экзаменуемых ошибки связаны с недостаточной сформированностью умения объяснять (характеризовать) особенности природы конкретных территорий мира или России. Так, часть экзаменуемых затруднялась назвать происхождение озерных котловин Карелии, объяснить небольшое количество атмосферных осадков на западных побережьях материков в тропических широтах. 

Задание №5 - закономерности распространения тепла и влаги на Земле, особенности климата материков и России, положение климатических поясов на Земле. Сложности возникали при сравнении 7 количества атмосферных осадков в разных городах России. Причиной ошибок может быть как незнание пространственного распространения атмосферных осадков на территории страны, так и неверная запись ответа с указанием последовательности, противоположной требуемой. 

Задание №6 - понимание географических следствий движений Земли. Наиболее сложным для экзаменуемых по-прежнему было сравнение продолжительности светового дня на параллелях, расположенных в разных полушариях, а также сравнение продолжительности светового дня в даты, близкие к дням равноденствия. 

Задание №7 - знание размещения природных объектов по территории России и мира. Одна из выявленных проблем – недостаточная сформированность пространственных представлений о географическом положении крупных рек России относительно друг друга. Так, 27% экзаменуемых считали, что река Лена расположена западнее Днепра, а 15% – что западнее Иртыша. 

Задание №10 - применение знаний типологических особенностей стран, различающихся по уровню социально-экономического развития. Ошибки связаны с незнанием различий отраслевой структуры хозяйства и структуры занятости населения внутри группы развивающихся стран. Так, например, некоторое затруднение вызвало выполнение задания на сравнение структуры занятости населения стран Мали и Гватемалы (каждый пятый участник ЕГЭ допускал ошибку при сопоставлении диаграмм, характеризующих структуру занятости населения указанных стран). Возможно, участники экзамена, допустившие ошибки, не смогли применить типологические знания, не представляли положение стран на карте мира. Можно предположить, что у участников экзамена вообще не сформировано представление об этих странах. Слабо подготовленные обучающиеся, видимо, не знают таких стран, как Мали или Гватемала. При подготовке к экзамену следует уделять особое внимание повторению типологических особенностей стран с различным уровнем социальноэкономического развития, а также для профилактики недопущения ошибок, связанных с развитием пространственного представления о странах на карте мира. 

Задание №11 - знание государственного устройства, географического положения, особенностей природы, населения и хозяйства крупных стран, их специализации в системе международного географического разделения труда. Контролируемые в задании фактологические знания об особенностях населения, природноресурсном потенциале, об основных видах промышленной и сельскохозяйственной продукции, по производству и экспорту которых страны лидируют в мире, усвоены лучше, чем знание географической номенклатуры, знания об особенностях природы, освоенные при изучении отдельных стран и регионов курса «География материков», крупнейших городах, типах административного устройства государств. 

Задание №13 - география основных отраслей промышленности России. С ним справилось менее половины экзаменуемых. В этом задании проверялась сформированность представления о географии размещения основных регионов добычи природного газа, крупнейших центров целлюлозно-бумажной промышленности, черной и цветной металлургии, основанное прежде всего на ментальном видении географической карты. 

Задание №17 - проверка умения пользоваться картой, информация на которой представлена способом изолиний. Типичные ошибки связаны с тем, что экзаменуемые записывают ответ в последовательности, не соответствующей указанию в условии задания. Частично это может быть связано с недостаточной сформированностью умения выстраивать последовательности отрицательных чисел. 

Небольшое число экзаменуемых по-прежнему «путают» северную и южную широты, западную и восточную долготу (около 2% экзаменуемых). Ошибка, связанная с несформированностью умения следовать инструкции при выполнении задания, также остается актуальной. 

Задание №21 - умение анализировать статистическую информацию, представленную в виде диаграммы или таблицы. ». Типичные ошибки отчасти связаны с недостаточно сформированным умением проводить несложные операции с отрицательными числами (экзаменуемые «забывают» указывать знак «минус» в ответе) или записывать числа с разными разрядами. 

Задание №24 - умение выделять существенные признаки географических объектов и явлений. При определении по совокупности признаков Бразилии каждый четвертый ошибочно указывал Россию. Возможно, причина этого – невнимательное чтение всего текста задания, всей совокупности указанных в нем признаков, ведь такая характеристика населения, как «Население размещено неравномерно, в основном сосредоточено на востоке страны, на океаническом побережье. Доля городского населения в общей численности превышает 85%», не имеет никакого отношения к России. Затруднение у участников экзамена вызвало определение по краткому описанию таких стран, как Саудовская Аравия, Пакистан, Бангладеш. 

Задание №26 - умение определять расстояния по географической карте. Ошибки экзаменуемых наиболее часто связаны с тем, что при выполнении задания они начинают не с определения масштаба карты: имея карту масштабом в 1 см 200 м, дают ответ, используя иной масштаб (в 1 см 100 м). Возможно, экзаменуемые готовились к экзамену с помощью карт одного масштаба и не обратили внимание на масштаб конкретной топографической карты КИМ. Эта ошибка свидетельствует о том, что, формально умея определять расстояния с помощью масштаба, участники ЕГЭ не могут применить это умение на практике. 

Задание №27 - определение азимута направления. Анализ ответов позволяет предположить, что у небольшой части экзаменуемых понятие «азимут направления» не сформировано: они определяют угол между направлением на север и направлением на объект против часовой стрелки. Наиболее сложным для определения оказывается азимут направления в диапазоне 180–360°. Часть экзаменуемых в этом году испытала затруднение при определении азимута направления менее 90°. 

Задание №28 - умение изобразить профиль рельефа местности по топографической карте в предлагаемом масштабе, отличном от масштаба карты. Типичные ошибки связаны с недостаточной сформированностью умений определять границы абсолютных высот местности, по которой проходит профиль, а также устанавливать и передавать особенности крутизны склонов на разных участках на профиле. 

Задание №29 - умение объяснять существенные признаки природных географических объектов и явлений. Типичной ошибкой в данном типе заданий является отсутствие указаний на полушарие, в котором расположен климатический пояс. Для выполнения заданий на этой позиции необходимо различать понятия «ЭГП», «ТГП», «природно-ресурсный потенциал», «факторы (условия) размещения производства», «отраслевая структура хозяйства». Типичные ошибки при выполнении этого задания связаны с невнимательным прочтением условия задания или с непониманием используемой в нем терминологии. При подготовке для успешного выполнения заданий на объяснение размещения хозяйства следует работать с понятиями, например, «ЭГП» тренироваться использовать понятия применительно к конкретным территориям России и мира; формировать умения читать и извлекать информацию с карты. Также анализ результатов выполнения задания №29 выявил слабую подготовку экзаменуемых по теме «Металлургия». 

Задание №32 - умение применять знания о суточном движении Земли и о часовых поясах для сравнения времени в них. Наибольшие затруднения участники ЕГЭ испытывают при необходимости сравнить время в точках, расположенных в разных полушариях – Восточном и Западном. Сравнение производилось легче, если одна из точек расположена на Гринвичском меридиане. 

Участниками экзамена недостаточно хорошо усвоен понятийный аппарат курса географии средней школы: понятия «отрасль международной специализации страны» и «международная экономическая интеграция» изучаются лишь в 10 классе. При подготовке к экзамену необходимо больше времени отводить на закрепление и отработку понятийного аппарата по теме «Мировое хозяйство» в средней школе.

В экзаменационной работе 2021 г. участники ЕГЭ менее успешно, чем в предыдущие годы, продемонстрировали знание стран по структуре производства электроэнергии. С заданием, где требовалось определить страны, в структуре производства электроэнергии которых преобладают ТЭС – Алжир, Польша, Иран – успешно справились только 33% экзаменуемых.

Примерно каждый пятый участник экзамена допустил ошибку в задании, где необходимо расположить перечисленные страны в порядке возрастания в них показателя естественного прироста населения: указывает последовательность в обратном порядке. При оценивании демографической ситуации отдельных стран причиной ошибок экзаменуемых явилось то, что, несмотря на наличие в условии задания фразы «начиная со страны с наименьшим значением этого показателя», участники ЕГЭ неверно устанавливали нужную последовательность, не сумеют ранжировать страны по степени убывания (или возрастания) какого-либо показателя.

Лишь 13% из слабой группы и 57% группы с удовлетворительной подготовкой экзаменуемых смогли верно оценить территориальную концентрацию населения. Лишь участниками ЕГЭ с хорошей и отличной подготовки достигнуто данное требование. Можно предположить, что ошибки являются следствием незнания экзаменуемыми пространственного положения некоторых стран на географической карте, что приводит к неверному соотнесению указанных в задании стран с густо- и слабозаселенными территориями.

Хочешь БЕСПЛАТНО разобрать с опытным преподавателем все детали новых усложнённых вариантов ЕГЭ по географии 2022 года - приходи на пробное занятие в Lancman School. Мы 13 лет готовим к ЕГЭ на высокие баллы и знаем об экзаменах и поступлении в хорошие вузы буквально всё. Решишь продолжить готовиться к ЕГЭ вместе с нами весь год - дадим скидку после бесплатного пробного занятия. Любой вопрос смело пиши сюда.

Если ты живешь не в Москве, но хочешь заниматься с лучшими столичными репетиторами и сдать ЕГЭ на 80+ баллов, то регистрируйся на наши онлайн-курсыВ этом году мы включили в договор пункт, гарантирующий поступление на бюджет в любой вуз страны. Если ученик будет соблюдать все обговоренные условия, он обязательно поступит. В противном случае мы вернём деньги. Первое пробное занятие БЕСПЛАТНО.

Источник: ФИПИ


Если материал показался интересным, подписывайтесь на обновления нашего блога. Мы знаем о поступлении в вузы всё (и даже больше). Кнопку подписки вы найдёте прямо под постом. 

Эта статья на Яндекс.Дзене: https://zen.yandex.ru/media/lancmanoge/tipichnye-oshibki-v-ege-po-geografii-iz-spravki-fipi-2021-goda-614dc1130491a456aed2c796

3096
Поделиться: