Типичные ошибки в ЕГЭ по литературе (из справки ФИПИ 2021 года)
ФИПИ опубликовал методические материалы по результатам ЕГЭ 2021 года по литературе. Какие пробелы в знаниях и умениях зафиксировали эксперты?
Задания с кратким ответом базового уровня сложности (1 - 7, 10 - 14)
1. Среди заданий базового уровня сложности самым сложным оказалось задание №4. С помощью этого задания проверяется знание текста художественного произведения посредством установления соответствия между его содержательными элементами. Поскольку данное задание нацелено на проверку знания и понимания текста всего художественного произведения (а не только представленного в контрольной работе фрагмента), его выполнение требует хорошей начитанности и систематической работы с большим объемом литературного материала. Недостаточное знание литературных первоисточников, попытка подменить чтение текста знакомством с кратким пересказом, просмотром киноэкранизации и театральной постановки проявляются прежде всего при написании развернутых ответов ограниченного объема и полноформатного сочинения.
2. Проблемы также вызвало задание №13, которое нацелено на самостоятельный поиск средств художественной изобразительности в тексте лирического произведения. Причина - недостаточная сформированность умения самостоятельно выявлять изобразительно-выразительные средства в лирическом произведении. Необходимо при подготовке к экзамену уделять особое внимание именно практике анализа художественного текста, формированию умения выявлять в нем изобразительно-выразительные средства, определять их художественную функцию и говорить о них на языке предмета, уместно используя термины.
3. Многие выпускники не могут различать такие понятия, как «конфликт» и «контраст», «сравнение» и «противопоставление», «сравнение» и «контраст», «течение» и «направление», «рифма» и «рифмовка» и т.п. Их созвучие и некоторое смысловое сходство дезориентируют экзаменуемого, недостаточно хорошо овладевшего «литературоведческой азбукой» и поэтому нередко прибегающего к обытовленному толкованию терминов, что закономерно приводит к неправильным ответам. Для профилактики ошибок такого рода необходимо провести выпускника через все этапы освоения терминологического аппарата экзамена, начиная с правильного написания термина, понимания его значения и заканчивая правильным его использованием в практике анализа художественного текста.
Задания с развёрнутым ответом повышенной сложности (8, 9, 15, 16)
1. Наибольшие затруднения вызвали у экзаменуемых задания №9 и №16 (сопоставительного характера). Главной проблемной зоной для выпускников, выявленной в ходе анализа статистических данных экзамена, оказалось обращение к тексту произведения при сопоставлении. Причина низкого результата связана с тем, что для сопоставления экзаменуемые должны обращаться к литературному первоисточнику по памяти, в то время как при выполнении заданий №8 и №15 они пользуется текстом, приведенным в контрольной работе. Недостаточно хорошее знание текста, даже самостоятельно выбранного, безусловно, «сковывает» ученика, приводит к искаженной интерпретации, фактическим ошибкам и в итоге, к снижению балла.
Типичные ошибки, сопутствующих выполнению заданий №9 и №16:
- сопоставление произведений без учета указанного в задании аспекта;
- отсутствие осознанной логики в построении сопоставления, в результате чего ответ рискует превратиться в интуитивно скомпонованный набор тезисов, страдающий эклектикой;
- неумение строить поэлементное сопоставление двух литературных произведений (фрагментов), которое может низвести ответ до последовательного описание особенностей сначала одного из них, затем другого и сбить экзаменуемого с правильного пути анализа.
Избежать этих нарушений поможет целенаправленное обучение умению сопоставлять литературные произведения, а также их отдельные эпизоды, образы на основе выявления черт сходства и различия, аргументируя свои выводы с опорой на анализ текста.
2. Зафиксированы низкие показатели выполнения заданий №8 и №15 по критерию К3 «Логичность и соблюдение речевых норм». Большинство участников экзамена, правильно ответив на поставленный вопрос и подкрепив свои тезисы обращением к художественному произведению, испытывает трудности в речевом оформлении и логичном построении своего рассуждения. В системе подготовки к экзамену развитие умений логично организовывать мысли и выражать их правильным языком следует считать важными направлениями работы учителя и ученика. Она необходима не только для успешного выполнения заданий №8 и №15, но и для написания других развернутых ответов, а также имеет очевидное метапредметное значение.
3. При заданий №8 и №15 ниже максимального показателя оказались результаты по критерию 2 «Привлечение текста для аргументации». В отличие от сопоставительных заданий и сочинения, где экзаменуемый может опираться на выбранное им произведение только по памяти, в заданиях №8 и №15 фрагмент или стихотворение ему доступны (включены в КИМ), то есть выпускник поставлен в более комфортные условия при обращении к тексту. Значит, трудности, возникающие при выполнении требований критерия К2, не связаны напрямую со знанием текста или связаны не только с ним. Для повышения результатов по данному критерию нужно научить экзаменуемого привлекать текст литературного произведения для аргументации собственных тезисов. Для этого он должен уметь хорошо понимать произведение, в том числе лирическое стихотворение, анализировать его, выбирать элементы, которые можно использовать для подкрепления высказанных суждений, уместно цитировать их или давать ссылку на них. При этом ему нужно постоянно быть «в поле» текста, видеть особенности художественной формы произведения, оперировать именами и фактами, выявлять мотивы поступков персонажей и т.п. и делать это так, чтобы избежать банального пересказа и не сбиться на общие рассуждения о содержании.
Задание высокого уровня сложности - сочинение (задание 17)
1. Успешнее всего представители всех групп, как и в прошлом году, справились с выполнением требований критериев К3 «Опора на теоретико-литературные понятия» и К4 «Композиционная цельность и логичность». Самыми низкими оказались показатели выполнения задания №17 по критериям К2 «Привлечение текста произведения для аргументации» и К5 «Соблюдение речевых норм».
2. Выпускники, маскируя свою читательскую некомпетентность, нередко предпочитают ограничиваться обращением к тексту произведения на уровне общих рассуждений о его содержании или на уровне пересказа. Готовый обзор содержания, тематическая подборка цитат и иные источники, в других обстоятельствах позволяющие неначитанным школьникам более или менее успешно имитировать знание литературного произведения, в данном случае оказываются неэффективными. Глубокий анализ важных для раскрытия темы фрагментов, образов, микротем, деталей и других элементов текста встречается в их сочинениях сравнительно редко. Недостаточное знание текста произведения приводит к большому количеству фактических ошибок, что также ведет к снижению результатов по критерию К2.
3. Анализ проверенных работ свидетельствует о невысоким уровнем культуры речи экзаменуемых. При подготовке нужно целенаправленно формировать умения понимать формулировку темы, правильно интерпретировать ее смысловой акцент, вычленять и осмысливать опорные слова. Специальных умений от них потребует также работа с утвердительной и цитатной формулировками, за которой им необходимо увидеть ключевой вопрос темы, чтобы дать на него прямой ясный ответ. Правильное понимание темы и способность ее раскрыть должны реализоваться в формулировании выпускниками главной мысли сочинения, без которой они рискуют написать работу, не соответствующую теме.
Хочешь БЕСПЛАТНО разобрать с опытным преподавателем все детали новых усложнённых вариантов ЕГЭ по литературе 2022 года - приходи на пробное занятие в Lancman School. Мы 13 лет готовим к ЕГЭ на высокие баллы и знаем об экзаменах и поступлении в хорошие вузы буквально всё. Решишь продолжить готовиться к ЕГЭ вместе с нами весь год - дадим скидку после бесплатного пробного занятия. Любой вопрос смело пиши сюда.
Если ты живешь не в Москве, но хочешь заниматься с лучшими столичными репетиторами и сдать ЕГЭ на 80+ баллов, то регистрируйся на наши онлайн-курсы. В этом году мы включили в договор пункт, гарантирующий поступление на бюджет в любой вуз страны. Если ученик будет соблюдать все обговоренные условия, он обязательно поступит. В противном случае мы вернём деньги. Первое пробное занятие БЕСПЛАТНО.
Источник: ФИПИ
Если материал показался интересным, подписывайтесь на обновления нашего блога. Мы знаем о поступлении в вузы всё (и даже больше). Кнопку подписки вы найдёте прямо под постом.
Эта статья на Яндекс.Дзене: https://zen.yandex.ru/media/lancmanoge/tipichnye-oshibki-v-ege-po-literature-iz-spravki-fipi-2021-goda-614dac66de7986121e55cd69