3 цитаты министра Ольги Васильевой о ЕГЭ

2906
Поделиться:   


Ольга Васильева стала министром образования и науки в августе 2016 года, а с 2018 года она стала именоваться министром просвещения. За 2 с лишним года она успела несколько раз удивить нас не только тревожными новостями о новшествах на ЕГЭ, но и стать автором множества странных цитат. Поскольку она возглавляет государственное ведомство, отвечающее за образование школьников, конечно, к тому, как она формулирует мысли и выстраивает аргументацию, внимание двойное, ведь министру образования ошибки и шероховатости не прощают.
 
Цитата №1
 
Первая цитата, которая, безусловно, заслуживает внимания, - это её ответ Президенту во время Прямой линии 7 июня 2018 года.
 
Девятиклассник из Лобни задал Президенту вопрос, как можно подготовиться к 6 экзаменам одновременно. Напомним вам, что в 2020 году анонсировали (сама Васильева и объявила) введение обязательного ЕГЭ по истории, а в 2022 - по иностранному языку. Президент переадресовал вопрос министру просвещения. Вот небольшая цитата из её ответа:
 
"Без иностранного языка (языка общения) представить всё важное и лучшее, что есть в нашей стране, невозможно. И я скажу больше, Владимир Владимирович, мы со следующего года даже в системе СПО вводим новые требования к знаниям английского языка, потому что представить себе высококвалифицированного рабочего, который не прочтёт инструкцию, аннотацию к какому-то из станков, тоже на сегодняшний день полный абсурд".

Смущает, конечно, первое предложение про "все лучшее, что есть в нашей стране". Не совсем понятно, что министр имела в виду.
 
Кроме того, отвечая на вопрос школьника, Ольга Васильева продемонстрировала кое-какие проблемы с математикой. Она заявила, что у нас есть 2 обязательных ЕГЭ и 1 единый экзамен по выбору. Она насчитала всего 3 экзамена. А как же тогда итоговое сочинение? Оно разве не входит в перечень обязательных экзаменов для выпускников 11 классов?
 
Далее она стала отрицать, что с введением новых обязательных ЕГЭ количество будет равняться шести, зачем-то вспоминая про опыт советской школы 50-х годов. Большинству экспертов до сих пор казалось, что система ЕГЭ как раз и была придумана для того, чтобы сломать советскую систему образования.
 
Итак, давайте считать вместе: итоговое сочинение + 2 обязательных ЕГЭ по русскому языку и математике + 1 обязательный ЕГЭ по иностранному языку (который состоит из 2 частей и фактически представляет собой 2 экзамена) + 1 обязательный ЕГЭ по истории + 1 ЕГЭ по выбору = 6 экзаменов. А если считать устную и письменную части ЕГЭ по иностранному языку самостоятельными испытаниями, то выходит, что экзаменов уже 7. Так что со счётом проблемки есть точно.
 
Вот такое уравнение с одним неизвестным получается - мы имеем в виду анонсированный в 2020 году обязательный ЕГЭ по истории. Говорили-говорили, а потом "в кусты". Ольга Васильева неоднократно в своих интервью заявляла, что это вопрос решенный, а тут вдруг очень хитро свернула комментарий в присутствии самого Президента В.В. Путина.
 
И последнее. Васильева признаёт, что в стране большие проблемы с качеством преподавания иностранных языков. В своём ответе она даже ссылается на плачевные результаты национального исследования. Но при этом введение нового экзамена всё равно ложится на плечи подростков, школьных учителей, репетиторов и, конечно же, родителей уже в 2022 году. Где логика? Мы её не заметили. А вы?
 
Цитата №2
 
Вторая цитата тоже заслуживает подробного разбора. Каждая фраза - "бриллиант":
"Система единого госэкзамена есть практически в каждой стране. Англия сдает его более столетия, мы - всего полтора десятилетия. Но за это время добились колоссальных успехов. ЕГЭ в России сегодня - это действительно объективный и прозрачный способ оценить знания выпускников. В нем практически не осталось заданий с выбором ответа. ЕГЭ стал социальным лифтом, который позволяет школьникам из всех регионов поступать в ведущие столичные вузы". ("Российская газета")
С первым утверждением трудно спорить, хотя министр, конечно, сильно преувеличивает. Система единого государственного экзамена существуют во многих странах, но точно не в каждой.
 
Аналоги нашего ЕГЭ действительно есть во многих странах, но это не означает по умолчанию, что наше отечественное образование идёт верным курсом. Важно же не просто наличие определенной формы аттестации школьников и поступления в вузы, тут на первый план выходят многочисленные нюансы и контекст. Дьявол, как обычно, кроется в деталях.
 
В Великобритании действительно существует программа А-Level, по окончанию которой выпускнику выдаётся одноимённый сертификат. Но Ольга Васильева не сказала, что эта предуниверситетская двухлетняя программа обучения существует не для всех школьников, а только для тех, кто планирует продолжить обучение в университетах. В России ЕГЭ сдают все поголовно.
 
Самое главное отличие: экзамены повышенного уровня А-Level в Великобритании проводят абсолютно независимые от школ или университетов организации. В России вся нагрузка, связанная с проведением ЕГЭ (зачастую бесплатно) ложится на плечи школьных учителей, а вопрос прозрачности и объективности вовсе не такой категоричный, как в заявлениях нашего министра. Все громкие судебные процессы, связанные с ЕГЭ, демонстрируют, что чаще всего коррупция и подтасовки случаются на ЕГЭ именно в центрах обработки информации.
 
В Германии для получения аттестата Abitur тоже надо сдать единые экзамены, но проводятся они лишь в 6 немецких землях из 16. А с 2014 года высшее образование в государственных вузах Германии стало бесплатным (даже для иностранных студентов). Представьте себе, как кардинально поменялась бы система натаскивания на высокие баллы ЕГЭ в нашей стране, если бы все без исключения вузы страны начали бы принимать абитуриентов исключительно на бюджетные места... Пейзаж сильно поменялся бы.
 
Жалко, конечно, что Ольга Васильева не сообщила, каких колоссальных успехов достигли мы с нашим ЕГЭ, многим было бы интересно услышать аргументированное подтверждение этой мысли.
 
Цитата №3
 
Третья цитата Ольги Васильевой касается реформирования существующей системы ЕГЭ. Недавно ее спросили, как она относится к идее сделать ЕГЭ экзаменом по выбору:
"Нет. Это единая оценка знаний, понимаете, у нас парадокс какой - у нас есть единый экзамен, но нет единого стандарта. Поэтому я считаю, что единые стандарты, еще раз повторяю, ниже чего нельзя опуститься, должны четко подходить к единой сдаче оценки. Поэтому это очень большой социальный лифт". (РИА "Новости")
В этой короткой цитате нетрудно запутаться даже при повторном чтении. Логика явно хромает. Нет единого стандарта, а экзамен есть... Что за проблема? И в США нет ни единых образовательных стандартов, ни единого для всех государственного экзамена, но это не мешает каждый раз кивать на их опыт.
 
Второй раз Ольга Васильева называет ЕГЭ социальным лифтом для выпускников. Вот только она забывает, что за проезд в этом "лифте" родители выпускников выкладывают ежегодно миллиарды рублей. По оценкам экспертов РАНХиГС рынок репетиторских услуг в стране в 2017 году составил около 2 миллиардов долларов! Очень большой процент (от 60% и выше) - это подготовка к ЕГЭ. Ежегодный прирост этого рынка эксперты оценивают в 3-5%. Даже в кризисные времена эта часть серой экономики всё равно неизбежно растёт. А увеличение количества обязательных ЕГЭ этому способствует. Так что этот лифт не просто "золотой", он самый дорогой в мире.
 
Министр часто грозит пальцем репетиторам и призывает сломать систему натаскивания на ЕГЭ. Слово "сломать" она использовала в этом контексте неоднократно. Ломать - не строить! Ольга Васильева часто ностальгирует по советскому образованию, но именно ЕГЭ, как мы уже сказали, оказало разрушительное воздействие на эту педагогическую традицию. Теперь она призывает к очередному "ломанию дров". Интересно, что она может противопоставить уже сформировавшемуся колоссальному рынку репетиторских услуг? И разве стихийно родившийся и окрепший  за 10 лет рынок индивидуальной подготовки к ЕГЭ - это не следствие проводимых реформ?
 
Будем ждать новых цитат.
 
Автор: редактор блога Курсов ЕГЭ и ОГЭ Lancman School Мария Кучерова.
 
Фото: https://rg.ru/photos/29/20/29209778.html
2906
Поделиться: