Каждый учебный год, к сентябрю, выпускники получают от Министерства образования (или теперь уже просвещения?) очередной подарок:
«Я пригласил вас, господа, с тем чтобы сообщить вам пренеприятное известие...» - ну и далее по тексту.
Подарок этот – очередные изменения в ЕГЭ, ибо нет в мире совершенства. И чаще всего изменения эти касаются русского языка либо математики как основных предметов, либо и того и другого сразу. О разделении математики на базу для митрофанушек («не учись, сынок, этой дурацкой науке») и профиль для юных лобачевских и о критериях этого разделения я рассуждать не буду, поскольку гуманитарий и математика – «две вещи несовместные». А вот на изменениях в ЕГЭ по русскому языку хотелось бы остановиться подробнее.
1. Ненавистное многим задание 1 теперь оценивается иначе.
Раньше за два ответа полагались два отдельных балла, теперь же двузначное число – один ответ, что может оказаться для выпускника потерей балла.
2. Прошлогоднее задание 20 теперь перенесено в начало тестовой части под номером 6.
Это вполне логично, так как рядом идут задания на исправление орфоэпических, грамматических, речевых и стилистических ошибок, и пусть они будут расположены в одной группе.
Отметить можно только следующий коварный момент в этом самом шестом задании: предложения с ошибками представлены двух типов, и если исправить ошибку, убрав лишнее слово, какую-нибудь главную суть, достаточно просто, то в предложениях, где требуется исправить лексическую ошибку и заменить неверно употребленное слово, это может быть более затруднительно. Например, в одном из вариантов было примерно следующее:
«Оба участника квартета выразили свое восхищение уровнем организации и проведения конкурса».
Не все, конечно, сразу вспомнили, сколько человек участвует в квартете – пришлось напоминать: «Проказница Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка...» - и, досчитав до четырех, выпускники предложили исправить на «все участники квартета». Они, безусловно, правы, но так как требуется заменить слово – одно! – то компьютер предусматривает иной вариант замены: «оба участника дуэта». Доказать что-либо компьютеру невозможно, поскольку тестовая часть не апеллируется. Как мы видим, задания далеко не равноценны, и тут уж кому как повезет.
3. Задания с 9 по 12 усложнены весьма серьезно.
Сохранен тот же принцип – выбрать слова с чередованием, проверяемыми или непроверяемыми безударными гласными в корне(№9), слова с одинаковым написанием приставок(№10), суффиксов существительных, прилагательных и глаголов (№11), гласных в личных окончаниях глаголов и суффиксах причастий (№12). Но если раньше нужно было найти одну строчку с искомым результатом, то теперь этих строчек может быть несколько – от одной до четырех, и заранее никому не известно сколько. Плюс задание 11 стало более разнообразным за счет добавления суффиксов существительных и прилагательных, например с о-е после шипящих или суффиксов -к –ск. Следовательно, учить орфографию многим придется более серьезно))
Но главное изменение этого года – это изменение критериев оценки сочинения, чему будет посвящена следующая статья.
Автор: преподаватель русского языка Курсов ЕГЭ и ОГЭ Lancman School Елена Зуева.
Обожка: кадр из м/фильма "Том и Джерри".