Статистика ЕГЭ-2020 по химии и обществознанию вызывает много вопросов

Закончился основной этап ЕГЭ-2020, совсем скоро выпускники увидят в своих личных кабинетах баллы по всем предметам. Недавно Рособрнадзор опубликовал общую статистику ЕГЭ по химии и обществознанию.
Любопытным трендом этого года стали отчёты Рособрнадзора и Министерства просвещения о том, как хорошо (по сравнению с прошлым годом) выпускники корона-ЕГЭ сдают госэкзамены. Причём эти цифры публикуются в СМИ на несколько дней раньше, чем баллы по этим же предметам появляются в личных кабинетах выпускников.
Безусловно, самый живой интерес вызвала такая общая статистика, озвученная после проверки ЕГЭ по химии. Напомним, что в череде скандалов ЕГЭ-2020 самым громким, определённо, стала критика заданий ЕГЭ по химии. Мы публикуем в этом году еженедельные дайджесты новостей ЕГЭ-2020. Пятый выпуск мы полностью посвятили этому скандалу:
Новости ЕГЭ №5: что же всё-таки стряслось на ЕГЭ по химии?
Вот наконец мы увидели статистические показатели от Рособрнадзора по химии и обществознанию. К цифрам по обществознанию вопросов почти нет. Хотя внимательный читатель наверняка обратит внимание на рекордный скачок по количеству 100-балльных работ в 2020 году.
В 2019 году сдавало ЕГЭ по обществознанию на 31 000 ребят больше, а вот на 100 баллов написало в 2,5 раза меньше. Откуда столько стобалльников в 2020 году? Чиновники говорят, что высокие результаты на ЕГЭ-2020 - это заслуга дистанционного образования. Нет, не учителей и репетиторов, а именно онлайн-ресурсов. Глава Рособрнадзора недавно так и заявил:
"Опыт общения с высокобалльниками прошлых лет говорит о том, что подавляющее большинство из них не пользовались услугами репетиторов, им достаточно было школьных занятий и тех источников, открытых в том числе, кроме библиотек, именно открытых онлайн-источников, для качественной подготовки. Здесь вопрос в первую очередь мотивации участников экзамена".
А что же с цифрами по химии? Тут целый ряд вопросов. Во-первых, почему чиновники так торопятся заявить, что результаты ЕГЭ по химии сопоставимы с цифрами прошлого года, не дождавшись результатов резервных дней? Напомним, что в связи со сложной эпидемиологической ситуацией более 12 000 выпускников сдавали ЕГЭ по химии в резервные дни (24 и 25 июля). Полагаем, что их результаты тоже должны были попасть в общую статистику. Мы уже молчим, что некоторые выпускники будут из-за эпидемии сдавать экзамены в августе - в дополнительный период. Их результаты, видимо, вообще никого не интересуют.
Во-вторых, падение среднего балла ЕГЭ по химии на 2,3 балла в 2020 году является настоящим антирекордом. Это существенное падение показателя, и попытки образовательных чиновников снять градус общественного напряжения при помощи успокаивающей риторики выглядят как лицемерие. Давайте объективно посмотрим на динамику средних баллов по всем предметам, которые уже проверили (биологию и иностранные языки пока не анализируем, так как статистики ещё нет).
Химия (положительной динамики нет)
Экзамен сдавало в 2020 году 81 695 выпускников. Это на 10 600 человек меньше, чем в 2019.
Средний балл снизился на 2,3 балла. В 2020 году он составил 54,4 баллов. В 2019 году этот показатель равнялся 56,7.
Количество 100-балльных работ в 2020 снизилось, на 100 баллов экзамен написали 833 выпускника. В 2019 году экзамен на 100 баллов написало 1 185 человек.
Количество участников, набравших от 81-100 баллов, выросло на 2,5%. Положительная динамика только по этому показателю.
Количество выпускников, которые не смогли преодолеть минимальный порог баллов на ЕГЭ по химии, Рособрнадзор не сообщил.
Обществознание (динамика положительная)
Экзамен сдавало в 2020 году 292 701 выпускников. Это на 31 198 человек меньше, чем в 2019.
Средний балл вырос на 1,4 балла. В 2020 году он составил 56,3 балла. В 2019 году этот показатель равнялся 54,9.
Количество 100-балльных работ в 2020 - 404. В 2019 году экзамен на 100 баллов написал 151 человек.
Количество участников, набравших от 81-100 баллов, выросло на 2,1%.
Количество выпускников, которые не смогли преодолеть минимальный порог баллов, снизилось на 0,5%.
Осталось дождаться общей статистики по биологии и иностранным языкам. Надеемся, там не будет никаких неожиданных сюрпризов.
Если вы хотите увидеть общую статистику и по другим предметам, то читайте наш материал:
Статистика ЕГЭ-2020 показывает хорошую динамику
Если материал показался интересным – делись с друзьями в соцсетях и подписывайся на обновления нашего блога. Кнопку подписки ты найдёшь сразу под постом. Мы пишем о ЕГЭ много (а главное, интересно).
Редактор колонки - ЕГЭ-блогер Мария Кучерова (mel.fm, newtonew.com).